бизнес-формат

Лапша на колесах

Как в Татарстане появился первый фудтрак
В конце мая на дорогах Казани всякому мог попасться на глаза яркий оранжевый грузовик. Казанская сеть фастфуда Wok&Go запустила первое в республике кафе на колесах.
Фудтрак - это не только "модная, хипстерская тема", но и нестандартный подход к маркетингу, объясняет сооснователь сети Wok&Go Марат Багаутдинов. Он решил променять рекламные статьи и баннеры на яркий вагончик, который будет продавать еду и приносить прибыль за счет отсутствия аренды.

Мы успешная сеть. На фастфуд кризис оказывает минимальное влияние, по сравнению с прошлым годом падение составило не больше 10%, в других сегментах общественного питания все гораздо хуже и идут закрытия.

Наше второе кафе Wok&Go открылось 15 декабря 2014 года в самый разгар кризиса и уже вышло на окупаемость. Сейчас строим третье предприятие и планируем запустить его в июле.

Марат Багаутдинов
Wok&Go
Wok&go
Выручка - 2,5 млн рублей в месяц
Маржинальность - 15%
Ожидания от фудтрака :
Выручка - 600 тыс. рублей в месяц
Маржинальность - 30%
Одни из первых посетителей фудтрака
Сам Марат - из Набережных Челнов, там закончил школу. Позже отправился учиться в МГИМО на факультет международных отношений. По окончании ВУЗа решил продолжить обучение в бизнес-школе в Норвегии. Работал в американских консалтинговых компаниях. В 2011 переехал в Казань и запустил с партнером Айдаром Гатиным сеть Wok&Go. Фудтрак стал седьмым проектом компании.

"Хоть сам иди и делай"

В фудтрак инвестировано 700 тыс. рублей. 250 тыс. ушли на покупку автомобиля, 120 - на оборудование, 150 - на слесарные работы, остальные средства - на покраску, наклейки и другую "мелочь".

В России не производят среднетоннажные грузовики и фургоны, которые можно было бы переделать под классический фудтрак с низкой посадкой, сетует создатель мобильного пункта питания.

В итоге фудтрак создавался вручную. На все работы ушло 60 дней, хотя по словам предпринимателя, подобный проект вполне можно реализовать с нуля за 3-4 недели -
просто нужны толковые руки и контроль.

"У нас было два варианта - заказать в Москве или сделать самим. Рынок готовых фудтраков новый для России, нет заводов, нет серьезных предприятий. Гранды рынка вроде ГАЗ только еще пробуют себя и пока ничего внятного не предлагают. Имеющиеся кустарные предприятия в своем активе имеют 5-10 собранных машин.

Хоть сам иди и делай", - говорит Марат.
Рынок фудтраков в России только зарождается. Мне часто приходилось по учебе и работе бывать в США, там этому бизнесу много десятков лет и люди с удовольствием едят уличную еду.

Очевидно, что властям необходимо притягивать в городские пространства ресторанный бизнес. Но если ставить стационарное кафе в парке или на набережной, то это автоматически колоссальные затраты на подвод инфраструктуры, что абсолютно бессмысленно с учетом сезонной нагрузки.

У нас действительно стало приятно находиться на набережных, парках, появились места, где очень приятно гулять с детьми. Но вот еды там явно не хватает, и мы тут со своим фудтраком очень кстати.

Мы выступаем за то, чтобы фудтраков в Казани стало больше. С появлением других игроков будет расти осведомленность у гостей, и это будет на руку всем участникам рынка. Если нас будет 5-7 машин с разной кухней в определенном месте где-нибудь в парке или на набережной, то горожане будут рассматривать это место, как точку притяжения, зная, что там есть еда. Мы очень хотим, чтобы потенциальные обладатели фудтраков в Казани и в других городах РТ прочитали эту статью и тоже запустили свои проекты.

// Марат Багаутдинов
Самое главное в общепите - это кухня. В обычных, стационарных заведениях нет проблемы, как поместить все оборудование. А вот в грузовике нельзя выйти за рамки площади, поэтому приходится проявлять чудеса изворотливости и инженерного ума, чтобы уместить всё.

Все заготовки лапши берутся из цеха и используются в течение дня. Себестоимость продукции остается той же. Если фудтрак работает на каком-либо мероприятии, то площадка предоставляет все ресурсы бесплатно, поэтому по сравнению со стационаром накладные и коммунальные расходы ниже. По словам Марата, 80% времени стоит работать на гостевом электричестве, а остальные 20% - на собственном генераторе.

Марат Багаутдинов
Wok&Go
"Мы активно работаем с соцсетями и откровенно рассказываем, что с нами происходит. Так получилось, на нас были подписаны организаторы из Иннополиса и пригласили работать к себе. Календарь собирается, точно будем работать на Велоночи, будем работать на открытом воздухе".

Наше заведение на Астрономической закрылось на плановый ремонт, мы припарковали фудтрак напротив. Получили кучу позитивных отзывов.
Завести свой фудтрак не так тяжело. По сути, это то же самое кафе, но на колесах, а общепиту достаточно соблюдать несколько правил. Главное - легальное оформление, а продукция должна быть сертифицированной по эпидемологическим правилам - чтобы никто не отравился. Безусловно, у персонала должны быть актуальные медкнижки.

"Часто в шаурмечных оформляют заказы и готовят еду одни и те же люди. Повар берет деньги, рассчитывает гостя, а потом готовит этими же руками блюдо. У нас на кухне работает два повара и менеджер, который не участвует в приготовлении еды", - рассказывает Марат.
Рынок фастфуда

По данным УК "Финам Менеджмент", на долю фастфуда приходится 30-40% всех продаж общепита. В 2013 году продажи фастфуда превысили 1 трлн рублей. Сегмент представлен более чем 1,5 тыс. ресторанами по всей стране, более половины из них запущены по франшизе.

Эксперты считают, что в кризис в сегмент фастфуда будут перетекать компании и клиенты из других сфер, а сам рынок станет насыщенным.

Made on
Tilda