"Подпишите меня на авто"

БИЗНЕС-ФОРМАТ

Как сервис из казанского бизнес-инкубатора предлагает горожанам отказаться от личных авто
Проект из приамурского Благовещенска прижился в ИТ-парке Казани и теперь пытается убедить жителей города забыть об автомобильных заботах и переключиться на "персонального водителя по подписке".
История проекта AltoCar началась на берегах Амура - в далёком Благовещенске. Предприниматели Александр Бобылев и Виктор Неешпапа занимались веб-студией, но "дошли до потолка".
Мы решили съездить посмотреть, как работают другие - просветиться, так сказать.
Александр Бобылев
Захотелось посмотреть, как вообще люди живут, как могут по-другому бизнес делать. Закралась мысль - нужно стремиться к своему проекту, к тиражированному бизнесу.
Виктор Неешпапа
Так началась история первого проекта амурчан - ТаксиНадо - мобильного приложения по вызову такси при помощи смс. Идею им подсказал третий сооснователь - Александр Ляшенко. С ним же у проекта появились и другие инвесторы - боксёр, владелец стоматологических кабинетов, управляющий железной дорогой. Основные деньги в бизнес вложили друзья основателей. В конце 2014 года объём инвестиций составил около восьми миллионов рублей.
"В январе 2014 года стали изучать GetTaxi, они только начали работать, на рынке появились Яндекс.Такси, Uber. Рынок был пустой, а по регионам было всё свободно. На первых порах получилось собрать миллион инвестиций. Захотелось показать этот проект миру..."

Виктор Неешпапа

Что происходит с рынком такси?

Агрегаторы отбирают рынок у традиционных такси, а конкуренция между основными игроками в этом сегменте - GetTaxi, Яндекс.Такси, Uber - накаляется до предела.

Инвесторы считают сервисы онлайн-заказа такси перспективной нишей. Uber смог привлечь более 5 млрд долларов. Lyft (работает только в США) и Ola Cabs привлекли по 500 млн долларов инвестиций.

Российский сервис Яндекс.Такси только на комиссиях от таксопарков заработал в 2013 году 147 млн рублей. GetTaxi, инвестировавший в российский рынок 15 млн долларов, свои финансовые показатели не раскрывает.

В Казани белый рынок такси представлен 20 000 машин, которые получили разрешение на таксомоторные перевозки. Оценить "серый" рынок не представляется возможным.
Источник: РБК-Daily
Реакция самих водителей на приложения-агрегаторы неоднозначна - одни хвалят рыночную новинку, другие - протестуют.

Так, в феврале 2015 года часть российских таксистов на три дня отказалась принимать вызовы от агрегаторов заказов, объяснив протест низкими тарифами на поездки.
"Агрегаторы с рынком такси вообще что сделали? Они втоптали его в грязь. Кто-то может выйти на подработки, хамить людям, а кто-то же из них нормальный, и работает постоянно. Из-за первых и падает престиж профессии. Надо уровень обслуживания поднимать."

Виктор Неешпапа
"...Тут как раз увидели в твиттере - начинается отбор в челнинский Ит-парк. Подались туда с ТаксиНадо, прошли заочный отбор. Нам звонят - приезжайте послезавтра. Но тут уже просто билетов нет с Дальнего Востока. Проходит буквально неделя - открывается набор в Казань.

Подали заявку. Тишина. Время проходит - ни ответа, ни привета, уже меньше недели до отбора осталось. На кого-то вышли, сказали: мы издалека, принимайте решение - билеты, дальняя дорога.

На следующий день было решение - сели и поехали", - говорят предприниматели.

"Приехали. Защитили проект. Много крови на этом потеряли. Был жёсткий отбор, эксперты хорошо по нам поездили: как посчитали рынок, как будем откусывать его. Мы были не совсем подготовлены к таким вещам.

После первого дня у нас было стойкое ощущение - до второго не доживём. На второй день была интрига, а мы в Москву улетели. В столице сидим, раздался звонок - вы прошли. Приехали назад, продали остатки бизнеса за неделю в спешке. Чего жалеть-то". //Виктор Неешпапа

Результат ТаксиНадо

6 месяцев

Проработал проект на рынке Казани

5000 заказов

Выполнено за время работы проекта

1700 таксистов

Подключены к базе ТаксиНадо

30-40%

Составила средняя выполняемость заказов

Низкая выполняемость заказов стала главной причиной сомнений в успешности проекта.

Предприниматели попали в порочный круг: в первое время при большом количестве подключенных авто было мало заказов. Затем таксисты начинают отключаться от сервиса, но клиенты, подстёгнутые рекламой, требуют больше автомобилей, которых уже нет в службе...

ошибки в прежнем проекте помогли выйти на новую идею

ALTOCAR

"Мы решили взять паузу, поехали в небольшой отпуск на малую родину. Там и родилась новая идея - получить водителя по подписке".
Покупка

Клиент приобретает подписку на месяц - 5000 рублей. За эти деньги он получает 500 км поездок.

Авто заказывается через приложение.
Поездка

Время ожидания машины в первые месяцы - до 20 минут.

В каждой поездке предусмотрено бесплатное ожидание.
Сервис

Каждый из водителей проходит личное собеседование и отбор.

Автомобили не старше 3 лет, не ниже B-класса.
ПРИМЕР:

Казанец живет в одном из районов города. Ему нужно завезти ребенка в детсад, жену на работу, а самому попасть в центр. Дорога до детсада - два км и три минуты ожидания, до работы жены - ещё три км и три минуты ожидания, до центра города - ещё пять км.

По подписке расстояние в 10 километров обойдется пассажиру в 100 рублей на минимальном пакете. В обычном такси - не менее 200.
Основатели проекта долго бились над экономикой сервиса: необходимо было рассчитать все составляющие новой услуги, длину минимальной поездки, конвертацию времени ожидания в рубли и т.д.

"Знакомые стали о нас рассказывать своим знакомым, пытались рассчитать, но ни у кого не получалось. В итоге как-то у самих получилось: рассматривали другие модели по подписке - от фитнес-клубов до SuperJet'ов.

Нас начало цеплять это дело всё больше и больше - приостановили ТаксиНадо", - говорит Александр Бобылев.
КЛИЕНТСКАЯ МОДЕЛЬ

Расчет стоимости услуг происходит из километров, пакет которых клиент приобретает заранее. Минуты ожидания также конвертируются в километры. Ограничение минимальной поездки - два километра.

"Можно проехать сто метров, но заплатить придется два километра. Чтобы на угол дома не ездили"// Виктор Неешпапа
"У нас клиентоориентированный сервис. В ресторане бывает - нашли таракана в супе, поменяли блюдо, даже не извинились. Мы готовы отвечать за качество. Поэтому мы очень плотно работаем с водителями. Штрафные санкции - вплоть до отключения от системы."

Александр Бобылев
Создатели испробовали работу таксистов лично - "бомбили" еще в системе ТаксиНадо.

"Нам важно, чтобы у нас был возврат клиентов 80-90%", - говорят стартаперы.
Altocar'у нет даже месяца. Весь софт был разработан в ТаксиНадо, база водителей - оттуда же. 30 марта в Казани стартовал тест на 6-7 клиентов и 15-20 машин. Автомобили - Camry, Rio, Solaris не старше трех лет. Есть и "Калина", которую взяли по особым причинам:

"Берем из-за водителя. Он такой прям! С ним хоть в девятке раздолбанной!" //Александр Бобылев

Отбор для работы в новом сервисе из тысячи водителей прошли лишь двести.
Планы ОСНОВАТЕЛЕЙ на конец года
Клиентская база: 10 000 человек
Прибыль: 20 000 000 рублей
Оборот: 200 000 000 рублей
Зарплата водителя: 75 000 рублей

- Мы общаемся по проекту с минсвязи - в ИТ-парке же сидим. Выступали на выставках. Познакомились с Рифкатом Миннихановым - главой ГИБДД РТ.
- Что он сказал?
- "Пацаны, это вообще"!
- Прямо так и сказал?
- Ну-у, мы утрируем.

Виктор Неешпапа
"Мы же решаем проблему и государственную - чтобы меньше машин было. Что касается нашего проекта, то, может, со временем начнут продавать вторые автомобили в семье. Тысячу машин можно убрать - меньше пробок, экология...

Опять же, парковки в центре города отменяют. Лично нам эта идея выгодна. Если много платных парковок становится, народ будет задумываться - стоять ему за 500 рублей в день, либо просто купить подписку и на своей машине выезжать только на выходных."

Александр Бобылев

Транспортный коллапс Казани

Сколько машин в городе и почему власти сокращают въезд в центр?

Дефицит парковок в Вахитовском районе Казани в дневное время составляет 39%.

Спрос на парковки в центре города - 56 тыс. машиномест. Предложение (парковки, дворы, внеуличные паркинги) - лишь 22 тыс. мест.
Через 2-3 года загруженность дорог Казани в центре может возрасти до коллапсных 70-75%. Не допустить этого призвана комплексная схема движения транспорта.

По данным ГИБДД, в Татарстане зарегистрировано более миллиона легковых автомобилей, в Казани - около 330 тысяч.

Платные парковки
на улицах введены в центре Казани с 9 февраля 2015 года. С 1 апреля парковка без оплаты будет облагаться штрафом в 2,5 тыс. рублей. Всего в столице Татарстана обустроено 27 платных парковок на 1250 мест. Стоимость часа парковки составляет 50 рублей.

Личный автомобиль

Расходы на личный автомобиль включают в себя стоимость постоянно дорожающего бензина, парковку, особенно актуальную в центре города, техобслуживание, покупку страховки и др..

У среднестатистического горожанина машина простаивает 80% времени. Расходы на авто составляют от 5 до 8 тыс. рублей.

Общественный транспорт

Новая схема общественного транспорта, разворачиваемая в Казани с 2011 года, позволила перемещаться по городу сравнительно быстро и дешево.

Однако комфорт многим дороже, о чем говорит количество такси с одним пассажиром и автомобилей с одним водителем.
- В чём подвох проекта? Всё слишком хорошо звучит, чтобы работать.
- Эксперты так и говорят.

из беседы с основателями

Стартап прошел через ряд конференций, выставок. Идею одобрили серийный предприниматель Боб Дорф, венчурный инвестор Сергей Белоусов.

По словам основателей, AltoCar запускается без инвестиций, кроме сохранившейся технологической и водительской баз и труда разработчиков:

"Сейчас нам надо найти миллион-два на развитие рынка в Казани, и то - на всякий случай".

В планах - через пять лет выйти на международные рынки. В России интерес к покупке сервиса высказала группа Qiwi.
Владельцы постарались учесть ошибки ТаксиНадо. В первый месяц работы проекта AltoCar в Казани еженедельно будут продавать лишь 35-40 подписок, чтобы не "упереться" в нехватку водителей.

"Мы просто хотим, блин, гордиться за этот сервис. Чтобы прямо вот я мог сказать - это наш (бьет по столу) сервис, это мы (бьет по столу) его сделали!

Чтобы гордость распирала, чтобы всё было круто. Мы хотим этого добиться!"

Александр Бобылев
(c) TatCenter.ru, 2015

Илья Иванов, Юлия Амочаева, Руслан Серазетдинов
Made on
Tilda