Новости
09 Октября 2006, 11:51

Вне зоны доступа

Еще несколько лет назад мобильный телефон был доступен исключительно людям с высоким и выше среднего доходами, поскольку ежемесячно необходимо было платить за связь сотни долларов. Сейчас сотовая связь привычное явление. И без телефона уже не могут обходиться даже школьники.

Мобильный сотовый

Мобильный телефон, в отличие от стационарного, не привязан к месту. Между понятиями «сотовый» и «мобильный» сейчас стоит знак равенства, однако стоит разобраться, что все-таки подразумевается под понятием «сотовая связь».

Существуют некие области, в которых телефон может принимать сигнал, и есть переходные между ними зоны. Если представить это в виде системы, получается сеть с сотами, в центре которой находится базовая станция. Абонент, перемещаясь из одной области в другую, фактически перемещается между базовыми станциями, и что позволяет ему быть доступным для звонков. Специальное устройство — контролер — занимается тем, что переключает абонента с одной соты на другую. Эта система и обеспечивает наличие связи для абонентов той или иной сети в разных уголках России.

Мифы и реальность

Существует заблуждение, что за рубежом связь гораздо более выгодна с финансовой точки зрения, однако это не так. Сейчас самая дешевая связь в Китае, в странах Европы она значительно дороже. За границей один из способов привлечения клиентов — сделать телефон дешевым для того, чтобы в последствии дорого продать связь. Кроме того, иностранные компании, являющиеся операторами связи, сами продают телефоны. В нашей же стране ситуация выглядит иначе: есть компании-поставщики услуг связи и дилеры, которые фактически продают оборудование и попутно являются агентами сотовых операторов.

Олег Атаманов, директор казанского филиала «БиЛайн», ОАО «ВымпелКом»:

— Каждый абонент должен получить конкретную услугу за конкретные деньги. Можно создать дешевый тарифный план. Тогда все кинутся подключаться именно к нему, и в результате сеть получит перегрузку, связь будет плохой и как таковой заявленной услуги клиент не получит вообще. Примеры подобного рода на рынке есть. Зачастую при ведении такой политики сеть забивается и дозвон осуществляется с пятого, шестого, десятого раза. При этом страдает качество звука. А этого допускать нельзя.

Пресс-служба филиала ОАО «МТС» в РТ:

— На данный момент в Татарстане работает 7 операторов сотовой связи, каждый из которых имеет свою абонентскую базу. Рынок сотовой связи Татарстана — один из самых насыщенных в России, здесь представлены все крупнейшие федеральные операторы, но это удобно абонентам: есть большой выбор и множество возможностей для того, чтобы подключиться к наиболее удобному тарифному предложению. Высокая конкуренция на региональном рынке — это стимул для более эффективной работы, поиска новых, интересных и оригинальных решений, ввод новых, более удобных, простых и доступных предложений и услуг, а также проведения новых интересных акций.

Компания «Мобильные ТелеСистемы» была образована Московской городской телефонной сетью (МГТС) и еще несколькими акционерами как закрытое акционерное общество в октябре 1993 года. 1 марта 2000 года в результате слияния ЗАО «МТС» и ЗАО «РТК» было образовано ОАО «Мобильные ТелеСистемы». В соответствии со своей стратегией региональной экспансии в апреле 2003 компания «МТС» стала владельцем контрольного пакета акций крупнейшего оператора в Татарстане «ТАИФ-ТЕЛКОМ». В течение нескольких месяцев велась подготовка к ребрендингу, и с 16 сентября 2003 года сеть начала работу под торговой маркой «МТС».

Олег Атаманов:

— Конкуренция жесткая, и фактически рынок разделен так, что две трети занимают две самые крупные компании, оставшуюся треть делят между собой все остальные сотовые операторы. Часто возникает давление на крупных представителей рынка как раз со стороны более мелких, используются разные факторы конкуренции и способы давления на других участников.

Казанский филиал ОАО «ВымпелКом» был организован в декабре 2001 года. 29 августа 2002 года сотовая сеть «БиЛайн» заработала в столице Республики Татарстан — г. Казани. Сегодня в Татарстане действуют 3 коммутатора: два в Казани и один — в Набережных Челнах. Абонентская база сети «БиЛайн» в Татарстане насчитывает более миллиона абонентов.

Сейчас практически все население республики, за исключением маленьких детей и совсем пожилых людей являются абонентами того или иного сотового оператора. В таких условиях сложно говорить об увел
ичении количества абонентов. Основная задача компаний, предоставляющих сотовую связь, сегодня уже не столько в подключении новых абонентов, сколько в том, чтобы предлагать действующим пользователям новые услуги и условия, которые будут в наибольшей степени соответствовать их потребностям. Поэтому в перспективе сотовая связь будет развиваться в сторону ввода новых технологий, сетей третьего поколения (так называемые 3
G) и развитием существующих технологий передачи данных (EDGE, GPRS, MMS, мобильный Интернет, мобильное телевидение и т. д.).

Различия заключаются в том, что одни и те же услуги имеют разную внутреннюю сущность у различный операторов. Роуминг, например, может быть в режиме online — реального времени — как, например, у БиЛайн, и offline, как у многих других. Первая подразумевает под собой возможность отправиться в любую страну, не написав предварительно никакого заявления и не послав никакого сообщения на тот или иной номер. При пересечении границы автоматически включается режим роуминга и услуга оплачивается в режиме реального времени. Да и пополнить свой баланс так же можно в режиме online. Связь offline предполагает обязательное наличие определенной суммы на счету абонента и получение информации в виде роумингового файла с отчетом о состоянии счета на момент пребывания в гостевой стране.

Перспективы

Сейчас рынок близок к насыщению, почти достигнут порог 100% проникновения. Это понятие подразумевает под собой процентное отношение числа людей, использующих сотовую связь, к общему числу населения. Увеличение абонентской базы скоро прекратится и начнется перетекание пользователей от одного оператора к другому, из одного тарифного плана на другой, в зависимости от того, какая именно услуга приоритетна для абонента.

По прогнозам аналитиков, борьба развернется в области предоставления разного рода услуг и их качества. И всегда будет существовать группа клиентов, для которых стоимость услуг неважна, главным является сам факт получения услуги. Как правило, эти люди привязаны к номеру и к определенным правилам использования сети.

Проникновение сотовой связи в Татарстане декларируется как 95,8% на сегодняшний день. В Москве он равен 142%, в Санкт-Петербурге — около 145%. Это говорит о том, что люди имеют не одну SIM-карту. И в дальнейшем сеть может развиваться только за счет конкуренции в предоставлении тех или иных услуг. Число людей, вовлеченных в использование сотовой связи, достигнет в ближайшее время максимума.

Алексей Чибрин, коммерческий директор ОАО «ТАТИНКОМ -Т»:

— Удержаться на рынке сотовой связи в Татарстане довольно сложно, поскольку рынок насыщен предложениями федеральных компаний. Во многом успех оператора связи зависит от правильности подхода и стратегий управления. С другой стороны, важно позиционирование компанией себя как представляющей определенную услугу за конкретные деньги.

ОАО «ТАТИНКОМ-Т»— оператор сотовой связи, работающий в двух стандартах DAМРS, функционирующая с 1994-го года, и GSM, запущенная в 2003-м году. ПКО «Татинком» было создано в 1992-м году по инициативе Правительства РТ. В январе 2000-го года госпакет акций ОАО «ТАТИНКОМ-Т» перешел к ОАО «Татнефть», а спустя 3 года пакет акций ОАО «ТАТИНКОМ-Т» выкупается компаниями ОАО «Волга Телеком» и ОАО «Уралсвязьинформ».

В политике ведения бизнеса на данном рынке очень важно соответствие цены и качества. Небольшие затраты на связь предполагают отсутствие каких-либо возможностей, которые могут быть предложены абонентам другими операторами. В связи с этим, каждая компания стремится найти свою нишу и простроить концепцию, отличную от позиционируемой конкурентами. К примеру, если компания «МТС» предполагает четкую сегментацию рынка по принципу «массовая аудитория», «бизнес-класс» и т. д., то «БиЛайн» делает ставку на самый продуманный билинг и работу в режиме online. Билинг — программно-аппаратный комплекс, управляющий счетами пользователей. Он позволяет зафиксировать, сколько абонент наговорил, сколько потратил и что куда поступило. Другими словами — это система учета, которая у «БиЛайна» расположена в едином центре — в Москве. Компания «ТАТИНКОМ -Т» делает ставку на дешевизну разговоров, что востребовано теми, кто много разговаривает, но ограничен в средствах.

Платит звон
ящий

Общепризнанное во всем мире правило — платит звонящий — дошло наконец-то и до России, что позволило предоставить полный комплекс подходов в понимании сотовой связи. По началу новый принцип вызвал бурную реакцию общественности, однако, статистика утверждает, что после введения бесплатных входящих звонков с городских номеров, люди стали чаще звонить, несмотря на видимую дороговизну услуги.

Закон о связи был принят больше года назад, однако так и не заработал сразу в полную силу, т.к. не все вопросы на момент его утверждения были урегулированы. Социальная значимость стационарных телефонов сохраняется и по сей день, поскольку ранее он позволял людям с невысоким достатком звонить в любую точку мира. Это помешало радикально быстро принять закон и ввести его. Поэтому процесс внедрения был растянут во времени. Оказалось трудновыполнимым одномоментно изменить ситуацию, складывавшуюся годами.

Сотовые операторы должны были получить какую-то компенсацию за то, что оказались лишенными средств, получаемых некогда за входящие звонки. Самой простой схемой оказалась та, в которой за звонок платит звонящий. Операторы определили себестоимость звонка — она составила 1,35 рубля. Однако регулятор не принял ее, цена упала сначала до 1,1 рубля и, в конце концов, до 95 копеек. Однако с абонента берут 1,5 рубля.

Договор на получение услуги связи регламентируются правилами мобильной связи внутри компании в соответствии с законами РФ. Любое изменение на тарифном плане должно доноситься до абонента. Иногда возникают ситуации, когда тарифный план становится невозможным поддерживать. Тогда он либо закрывается, либо изменяется в соответствии с законодательством.

Изменения в законодательстве были существенны и затронули весь пул абонентов. Поэтому компании не могли точечно решить проблему на каком-то одном тарифном плане. Пришлось менять принципы и подходы на всех, чтобы сохранить доходность. После 1 июля будущее для компаний-поставщиков сотовый связи выглядело довольно туманным. Важно было найти решения, которые позволили бы удержаться на данный момент. Были придуманы способы, чтобы не повысить сильно стоимость услуг и сохранить качество связи за счет перераспределения стоимости. Результат — первая минута у всех операторов дороже последующих. Это позволило сохранить доходность и на старых тарифных планах.

Салават Садретдинов, старший государственный инспектор, заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи по РТ:

— Есть какие-то услуги, которые формируются федеральной службой по тарифам. В то же время, есть и такие, которые никак и никем кроме самих операторов не регулируется. Компании, предоставляющие услуги сотовой связи, устанавливают цены, обосновывая их с экономической точки зрения. Однако последнее понятие довольно растяжимо, и любую услугу можно сделать как дорогой, так и дешевой, и опять-таки, на это трудно будет повлиять кому-то извне.

Вообще, надо отдать должное оператором сотовой и проводной связей, они делают все, чтобы конечное звено цепи — потребитель — не страдал и получал обещанную услугу за заплаченные деньги. Скорее всего, это обусловлено борьбой за абонента, и это пример нормальных рыночных отношений.

Если оценить рынок сотовой связи в самом начале его становления в Татарстане, услуги операторов стоили баснословно дорого, и 28 центов за минуту — это далеко не предел. При видимом отсутствии конкуренции первые компании-поставщики услуг сотовой связи, по сути устанавливали цены, исходя из своих личных соображений. Приход больших федеральных компаний позволил установиться с одной стороны конкурентным взаимоотношениям, которые вынуждали не отставать от соперников и периодически снижать цены, с другой стороны — местные компании были вынуждены подстраиваться под более крупные. Итоги таких рыночных взаимоотношений — выжили сильнейшие. Те, кто не смог найти свою нишу выбыли из числа участников рынка.

Большая тройка

По мнению экспертов, федеральные компании искусственно не допускают со стороны местных операторов дальнейшее снижение цен. Более мелкие поставщики услуг сотовой связи, пошли в противовес компаниям «МТС», «БиЛайн» и «Мегафон» и не стали увеличивать стоимость звонка. Безусловно, они лишены возможности получать те сверхприбыли, которые есть у федеральных операт
оров. Но в данном случае смогли противопоставить крупным компаниям более доступную по стоимости связь. Что касается вопроса контроля за операторами, он остается открытым и по сей день. Каким будет рынок связи определяют, прежде всего те, кто его создает.

Операторы, чьи услуги сейчас представлены в Татарстане, пришли сюда разными путями — купив более мелкие компании и получив уже имеющиеся станции передачи, или создав с нуля свои. Но итоги их совместной деятельности отразятся на всех абонентах и на них самих. Поэтому пользователям остается полагаться на жесткие законы рыночной экономики, которые создадут наиболее благоприятную среду для сосуществования всех.

Новости
19 Апреля 2024, 19:43

В бюджет РТ поступило ₽4,9 млрд от платных услуг учреждений За январь-март 2024 года

Это на 542,2 млн рублей больше, чем годом ранее.

В течение первых трех месяцев 2024 года в бюджет республики поступило 4,9 млрд рублей от платных услуг, предоставленных государственными и муниципальными учреждениями. Это на 542,2 млн больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Доходы от государственных учреждений составили 3,27 млрд рублей, от муниципальных учреждений — 1,64 млрд рублей.

Напомним, за первые три месяца 2024 года доходы консолидированного бюджета Татарстана достигли 149 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: