Татцентр
Татцентр Мы В Контакте Мы в facebook Мы в Twitter Подписка на новости

Жонатас попрощался с болельщиками "Рубина"

Путин предупредил глав регионов, что нельзя снижать уровень и время преподавания русского языка в школах. Вы согласны?
89%Да
11%Нет
Все опросы

В разделе "Мнения" Делового центра РТ - интернет-портала TatCenter.ru публикуются авторские статьи на актуальные темы, предоставленные экспертами портала. Мнения авторов, опубликованные на портале, могут не совпадать с мнением редакции TatCenter.ru.

Авторы выражают собственное мнение и не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. Позиция авторов выражается с учетом ситуации на момент публикации статьи и может меняться в зависимости от появления новой информации на рынке, который они рассматривают. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию портала info@tatcenter.ru

"Гибридное финансирование спасет промышленное импортозамещение в Татарстане"

27.09.2016 импортозамещение в промышленности промышленность татарстана мнение экономика татарстана мнения

В Татарстане утвержден план развития промышленного импортозамещения. В новом выпуске спецпроекта TatCenter.ru "Мнения" экономист Ленар Салимов объясняет, почему документ не затеряется в бескрайнем океане аналогичных программ ввиду доминирования в тексте общих призывов к "развитию конкурентоспособного производства", а все же станет весомым шагом к реализации в республике инновационных проектов.

Постановлением кабмина РТ №639 от 13 сентября был утвержден план мероприятий по развитию импортозамещения в промышленности Татарстана на 2016 год.

На первый взгляд вышеуказанный план должен был затеряться в бескрайнем океане аналогичных программных документов ввиду доминирования в тексте общих фраз и призывов к "развитию конкурентоспособного производства". Однако мое внимание привлек раздел вышеуказанного плана "Мероприятия по реализации инвестиционных проектов", особенно пункт №13 "Обеспечение функционирования Фонда развития промышленности Республики Татарстан".

Скепсис большинства экспертов к подобному "нормотворчеству" не только на региональном и муниципальном, но и даже на федеральном уровне обусловлен, прежде всего, двумя причинами. Во-первых, отсутствием аналитических расчетов для обоснования эффективности планируемых мероприятий. Во-вторых, неопределенностью финансового обеспечения реализации инвестиционных проектов, либо использованием исключительно средств государственного бюджета.

В контексте достаточности доказательной базы сенсации не случилось: разработчики документа не обнародовали результаты экономико-математических расчетов.

Ленар Салимов

Но приятно удивил подход к финансированию заявленных мероприятий в части развития промышленного предпринимательства в Татарстане. Предлагается использовать на паритетной основе средства Фонда развития промышленности (далее, ФРП), Инвестиционно-венчурного фонда РТ, банковских кредитов и собственных средств инвестора.

Для справки напомню, что ФРП - государственное учреждение и институт развития, основная задача которого - предоставление займов промышленным компаниям на льготных условиях для развития импортозамещающих и экспортоориентированных производств и перехода на наилучшие доступные технологии.

В 2015 году правительство предоставило ФРП 20 млрд рублей, в 2016 году - 23,7 млрд рублей, в перспективе до 2018 года планируется сумма займов в размере 70 млрд рублей. Летом 2016 года федеральный ФРП запустил программу совместных с региональными фондами развития промышленности займов на реализацию производственных проектов. 70% суммы займа предоставит федеральный ФРП, 30% - региональный фонд. Заявки принимают региональные фонды, решение о софинансировании - Экспертный совет ФРП, опираясь на заключение регионального фонда.

Первыми к программе присоединились региональные фонды развития промышленности Ульяновской и Челябинской областей, Республики Татарстан. ФРП и ИВФ РТ будут выдавать займы бизнесу под 5% годовых. По заявлению директора ФРП Алексея Комиссарова, Фонд уже предоставил трем местным предприятиям Татарстана займы общим объемом 1,3 млрд руб. на реализацию промышленных проектов стоимостью 19,8 млрд рублей.

Инструменты и возвратного, и безвозвратного финансирования проектов технологической модернизации имеют преимущества и недостатки.

В частности, дотации и иные формы безвозвратного бюджетного финансирования объективно порождают иждивенческие настроения, провоцируют риск своеобразного "шантажа" в адрес государства в части "срочной дополнительной" потребности увеличения финансирования для завершения проекта или бесперебойной эксплуатации и обслуживания объекта. Что касается широкой линейки банковских кредитов, то типичный российский банк - это консервативный инвестор, а инновационные проекты априори высоко рискованные.

Как следствие, необходим финансовый "винегрет" - гибридное финансирование.

ФРП практикует 4 программы: заем, проектное финансирование и две программы субсидирования процентной ставки по кредитам, предоставленным российскими банками. Для реализации проектов  промышленного производства на территории Татарстана по программе займов ФРП на стадии "Одобрено" - 402 млн руб., на стадии "Профинансировано ФРП" - 1,3 млрд руб., по программе проектного финансирования предоставлен 1 млрд руб. в кредит, в рамках программ субсидирования процентных ставок по банковским кредитам – 356 млн руб. субсидировано ФРП.

Ознакомившись с проектами, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, производственные площади рассредоточены в разных городах и муниципальных образованиях Татарстана (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, Заинск, Менделеевск, Зеленодольск, Столбище, Камские Поляны), что расширяет возможности трудоустройства, особенно в случае успешной реализации инвестиционных проектов.

Во-вторых, инвестиционные проекты предполагают производство разнообразных товаров (фармацевтическое и иное химическое производство, машиностроение, производство электрического оборудования и прочих товаров, крайне востребованных на внутреннем рынке), что способствует диверсификации региональной экономики и решению проблем, присущих моногородам.

В-третьих, планируется создание свыше 1,1 тыс. рабочих мест (в рамках проектов по программам проектного финансирования и предоставления займов); привлечение внебюджетных инвестиций в объеме свыше 18,8 млрд руб. (помимо суммы займов ФРП); прирост выручки от реализации произведенной продукции в объеме свыше 29 млрд руб. (в рамках программ предоставления займов); прирост будущих налоговых поступлений в объеме свыше 8,7 млрд руб. (в рамках проектов по программам проектного финансирования и предоставления займов).

Таким образом, 3 млрд руб., предоставленные ФРП, способствуют привлечению свыше 18 млрд руб. частных инвестиций и "возврату" бюджетных инвестиций в государственный бюджет в виде прироста налоговых платежей.

Игнорирование остальных разделов предложенного кабмином РТ плана мероприятий по развитию импортозамещения в промышленности Татарстана обусловлено архаичностью их содержания. В частности, краеугольным камнем любого инновационного проекта в современных условиях является агрессивный веб-маркетинг и анализ конкурентной среды. Однако, следуя правилу "из двух зол выбирай меньшее", необходимо констатировать, что анализируемый план - весомый шаг к реализации инновационных проектов в Татарстане.

д.э.н, проф. кафедры "Финансы и кредит"

 Казанского инновационного университета им.В.Г.Тимирясова (ИЭУП),

 директор НИИ экологизации социально-экономических систем

 Ленар Салимов

 Специально для TatCenter.ru*

 

 

*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Эксперты: Салимов Ленар Наилович
Оставить комментарий



Представительства компаний
Архив информации
выберите дату