Мнения Рубрики
17 Августа 2016, 14:00

«Рынок завален непродовольственным потребительским бутором»

Татстат опубликовал основные показатели состояния и развития потребительского рынка Татарстана в первом полугодии. В новом выпуске спецпроекта TatCenter.ru «Мнения» экономист Вячеслав Зубаков объясняет «положительную» статистику ведомства.

Если брать за основу результаты статистики республиканских ведомств, то картина будет довольно приличная, с учётом продолжающихся западных антироссийских санкций. Выпадают из общего положительного тренда только услуги бытового обслуживания населения — там физический объём имеет отрицательный индекс.

Однако давайте посмотрим, все ли так гладко на самом деле?

Динамика основных показателей состоянияи развития потребительского рынка*

*нарастающим итогом/Татстат

Да, немалую роль в положительной динамике объёма потребительского рынка в РТ (как и в России, в целом) сыграла, пусть и вялотекущая, но вполне реальная инфляция. Но, если учесть, что количество предприятий розничной торговли, рыночных мест, торговых площадей и сетей, практически, не изменилось за период с 2015 года (рост был незначительный), то можно вполне порадоваться за нашу потребительскую нишу на рынках Татарстана. Однако радоваться рано.

Первое, что бросается в глаза на примере статистики, связано с резким дисбалансом в положительной динамике объёмов и индексов между продовольственными и непродовольственными товарами в розничных показателях — вторые намного обошли первые в этой динамике. О чём это говорит?

Во-первых, импортозамещение в продовольственной сфере России и Татарстана пока ещё уступает своей результативностью коллегам в непродовольственных секторах отечественной экономики. И это не удивительно, если вспомнить ту огромную фору, которую имели до этого зарубежные поставщики продовольственной продукции по сравнению с отечественными сельхозпроизводителями. Быстро преодолеть это будет трудно.

Во-вторых, отставание импортозамещения в российской продовольственной рознице связано не с тем, что мы не можем производить для неё достаточного количества продовольственного сырья, а с тем, что мы со времён СССР не имеем достаточных объёмов перерабатывающих это сырьё в конечный продукт питания производственных мощностей.

Второе, что бросается в глаза, читая статистику Татстата, это падение физического объёма предоставляемых розничных услуг сферой бытового обслуживания населения. Как ни странно, это связано и с плюсами импортозамещения в непродовольственной сфере: отечественный рынок ныне просто завален непродовольственным потребительским «бутором», который обывателю легче купить новый, чем пойти в ремонт со старым.

Но это не есть хорошо для структурного баланса экономики России в целом: мы в этой сфере получим второго (после АПК) «аутсайдера», для которого внедряемые ныне инновации будут просто не по силам, да и не нужны. Между тем, ещё английский еженедельник The Econimist в начале 2000-х годов отмечал, что прогресс итальянской экономики в потребительской сфере, во многом, был связан с тем, что они волевым порядком внедряли в те же самые кофейни механизацию и автоматизацию в лице кофе-машин и прочей техники. Такую «машинку» будешь лелеять и уже не выкинешь сразу, а понесёшь в починку. Да, и рабочий персонал в рознице уже невозможно будет нанимать «с улицы», без учёта квалификации.

И третье, что хотелось бы отметить, глядя на статистику розницы в Татарстане, это то, что позитивные, в целом, её итоги связаны, прежде всего, с аналогичными показателями по сравнению с предыдущим 2015 годом. Но, если сравнить эти показатели с периодом от 2010 года, то картина будет уже не столь благостная.

к.э.н., доц. кафедры «Экономической теории»

ЧОУ ВПО «Казанский инновационный университет им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП)»

Вячеслав Зубаков

Специально для TatCenter.ru*

*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Новости
20 Апреля 2024, 11:16

Средняя стоимость авиабилетов из Татарстана составила ₽8,5 тыс. В марте 2024 года

Это на 20% больше, чем в феврале 2023 года.

В марте стоимость авиабилетов экономкласса из Татарстана увеличилась на 20% и составила 8,5 тыс. рублей за 1 тыс. км. Об этом сообщает Росстат.

В марте прошлого года средняя цена авиабилетов из Татарстана составляла 8,8 тыс. рублей за 1 тыс. км. В феврале стоимость билета была ещё=е ниже — 6,9 тыс. рублей.

Ранее TatCenter писал, что в Татарстане могут расширить список субсидируемых авиарейсов на 2024 год до 36 единиц.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: