Чудо превращения: как гранитная глыба становится надгробным памятником

Гранит — это, пожалуй, одна из самых популярных пород среди тех, которые используются для создания памятников. Кладбищенские мемориалы тоже очень часто делаются из него. Несмотря на то, что среднестатистическое гранитное надгробье нельзя назвать дешевым, многие предпочитают его всем прочим вариантам. Ведь этот материал не только красив, но и очень надежен в эксплуатации.

Собственно, гранит, как принято о нем говорить, практически вечный камень. Недаром именно из него с древнейших времен создавались самые мощные укрепления и самые величественные мемориальные комплексы. Этот минерал, по своей красоте не уступающий мрамору, при этом менее пористый и рыхлый. Поэтому он гораздо меньше, чем мрамор, впитывает влагу и не так сильно реагирует на сезонные перепады температуры. На граните (особенно полированном) почти не размножаются микроскопические грибки, мхи и лишайники. Памятник из него легко очистить от загрязнений. Наконец, гранит намного тверже мрамора, изделия из него его труднее повредить механическим путем. Все эти характеристики делают данный материал очень привлекательным для производителей ритуальной продукции.

Но для того, чтобы глыба добытого гранита превратилась в эстетичное надгробье, требуется огромный и кропотливый труд многих и многих людей различных квалификаций. Какие же этапы превращений проходит великолепный природный материал, чтобы принять вид законченного памятника?

Добыча гранита

Добыча гранита — первый шаг к производству надгробья. Существуют три известных способа извлечения породы из недр земли. Каждый из них влияет на качество камня.

● Метод взрыва считается одним из самых дешевых и простых. Для этого в породе делают отверстие, в которое закладывают взрывчатку. В результате получается большое количество гранитных обломков. Они сортируются, и наиболее крупные идут на изготовление больших блоков. Мелочь же перерабатывается в крошку и используется в дорожных работах, а также в производстве искусственного камня, в том числе и для ритуальных целей. Одним из существенных минусов этого метода считается большое количество каменного брака, который непригоден для создания памятников из-за многочисленных сколов и микротрещин внутри глыб.

● Метод воздушной подушки более дорог и одновременно экономичен. Для такого рода добычи в породе тоже проделывается дыра, а в нее помещают резервуар. Его накачивают воздухом, подающимся под высоким давлением. В результате этих действий монолитный пласт гранита раскалывается. Экономия такого извлечения минерала объясняется тем, что в его результате почти не оказывается блоков с дефектами.

● В настоящее время самым популярным и рациональным (хотя и недешевым) считается метод камнереза, с помощью которого добывают гранит наивысшего качества, так как в результате практически не бывает бракованного камня.

Распиловка

Распиловка — следующий шаг при изготовлении памятников. Полученный одним из 3-х вышеописанных способов, материал разделяется на большие плиты и перевозится на место их разделения на меньшие блоки. Обычно это происходит в цехе с помощью специального оборудования. В результате получаются так называемые слэбы. А уже из последних мастерами делаются заготовки под будущие памятники необходимых размеров и форм.

Третий этап создания надгробья

Третий этап — это обработка камня. Вначале заготовки шлифуются (еще один термин, обозначающий это действие, — бурчадирование) на шлифовальных станках со специальными дисками и барабанами. Далее обычно происходит процесс полировки гранитной поверхности. Чем больше и зеркальнее полированная плоскость, тем дороже в итоге выходит изделие. Конечно, на качестве полировки экономить не стоит, а вот ее площадь разумнее уменьшить. Поэтому многие для удешевления стелы обычно заказывают полировку только ее передней части. Исключение составляют варианты, которые планируется украсить гравировкой с 2-х сторон.

И наконец, к созданию памятников приступают художники, скульпторы, граверы

Их работа превращает первоначальную достаточно безликую заготовку в истинное творение ритуального искусства. Вначале для этого создается эскиз будущего уникального мемориала. Затем камнерезы уточняют модель, наносят на нее пескоструйным методом необходимые рельефы. Резчики по камню и гравировщики создают скульптуры, горельефы и барельефы, наносят портрет покойного, прочие рисунки и запланированные надписи.

Если создание скульптурных изображений является дорогой ручной работой, то гравировка по граниту может быть выполнена более дешевыми способами. Она может быть сделана с помощью машины и бывает лазерной, пескоструйной и компьютерной. В первом случае для переноса на поверхность стелы нужного изображения используется специальный аппарат, а потом происходит выжигание проекции лазерным лучом. Получается очень точное, четкое и качественное изображение. Для пескоструйного способа применяют трафареты, режущий плоттер и специальную камеру с кварцевым песком. Он позволяет качественно наносить простые рисунки и надписи, но не портрет. Самый недорогой, но надежный тип гравировки — третий. Для него необходимы компьютер с графической программой и присоединенный к нему гравировальный станок. Рисунки получаются детализированными, точно передают оригинал и стираются медленнее, чем те, которые сделаны с помощью лазера.

После дизайнерского оформления работа над памятником окончена. Детальнее об оформлении смотрите на http://danila-master.ru/articles/dizain-pamuatnikov-i-nadgrobii.html. Теперь в нем трудно узнать тот бесформенный кусок гранита, который был извлечен из земли для того, чтобы стать прекрасной, художественно завершенной вещью.

Партнёрский материал
19 Апреля 2024, 09:54

«Российский программный комплекс T-FLEX PLM: современные методы и подходы к проектированию изделий»

Приглашаем на совместное мероприятие КНИИТУ-КАИ, компании «Топ Системы» и ГК «Борлас».

Казань
Дата: 23 апреля, 2024 года
Адрес: Казань, ул. Четаева, 18А, 8-е учебное здание КНИТУ-КАИ
Начало мероприятия: 9:30

Мероприятие посвящено ключевым направлениям в развитии технологий и решений в области проектирования и управления полным жизненным циклом продукта.

Темы

Комплексное российское PLM решение на базе единой платформы T-FLEX PLM

Современные инструменты для проектирования изделий любой сложности

Отраслевые решения на базе комплекса T-FLEX PLM

Разработка изделий с применением инструментов системной инженерии (MBSE)

Примеры проектов внедрения у заказчиков на базе комплекса T-FLEX PLM

Почему стоит посетить

Узнать о современных методах и подходах в развитии PLM-систем

Познакомиться с российскими инструментами проектирования изделий

Встретиться с первыми лицами компании и узнать о развитии платформы T-FLEX PLM из первых рук

Обменяться опытом, пообщаться с коллегами

Узнать о современных методах и подходах в развитии PLM-систем

В программе

Представление проектов компании «Топ Системы», импортозамещение в действии

Выступление от КНИИТУ-КАИ

Российский программный комплекс T-FLEX PLM на базе единой PLM платформе

Инновационные решения для проектирования изделий любой сложности. Знакомство с компонентами комплекса T-FLEX PLM

Чтение и работа с форматами Siemens NX в T-FLEX DOCs, T-FLEX CAD

Подробнее и регистрация на сайте

Информационно-справочный материал

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: