Новости
05 Мая 2016, 15:07

«Многие банки в России не банки, а «венчурные фонды»

О том, как регулятор будет стимулировать кредитные организации снижать долю валюты в активах и пассивах, о новых подходах к санации банков и о главных угрозах стабильности банковской системы в интервью порталу Банки.ру рассказал заместитель председателя Банка России Василий ПОЗДЫШЕВ.

— С 1 апреля отменены льготные курсы для расчета обязательных нормативов показателей банков. Можно ли говорить, что теперь банки считают нормативы по реальным валютным курсам?

— Кредитным организациям действительно было предоставлено право (временно, до 1 июля 2015 года) включать операции в иностранной валюте в расчет обязательных нормативов по фиксированному курсу по отношению к рублю, установленному Банком России на 1 октября 2014 года. Эти меры способствовали стабилизации финансового положения банковского сектора и сглаживанию негативного влияния от волатильности валютного курса.

Эту льготу мы сразу анонсировали как меру временного характера. Таким образом, кредитным организациям предоставлялась отсрочка для адаптации бизнес-моделей к меняющимся условиям финансового рынка.

Необходимость вывода банковской системы на реальные валютные курсы очевидна. Поэтому мы приняли решение о постепенном переходе к расчету нормативов по текущему курсу иностранных валют. Начиная с третьего квартала 2015 года до конца года Банк России установил новый льготный расчетный курс по пяти иностранным валютам (доллар, евро, фунт стерлингов, швейцарский франк, японская иена), приближенный к рыночным.

В первом квартале 2016 года эта льгота была еще более ограничена, и банкам было предоставлено право осуществлять пересчет активов, номинированных в пяти иностранных валютах, по курсам, установленным Банком России на 1 января 2016 года, только для расчета норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) и норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков банковской группы (Н21).

Выбор нормативов, при расчете которых в первом квартале текущего года банками могла использоваться данная льгота, вызван спецификой российской экономики, в том числе высокой концентрацией активов в крупнейших финансовых группах. Крупнейшие компании во многом связаны между собой общим владением, а также имеют единых собственников с другими предприятиями, которые являются системно важными для российской экономики, включая экспортно ориентированные и реализующие стратегические проекты. Все, что требует большого объема новых инвестиций и рефинансирования уже имеющейся валютной задолженности.

С 1 апреля 2016 года наша работа по приведению расчета обязательных нормативов к реальным валютным курсам завершена. Все банки считают нормативы по реальным курсам.

— Регулятор уже некоторое время стимулирует снижение доли валюты как в активах, так и в пассивах банков. Планируется ли продолжать эту работу? Видны ли результаты приложенных усилий уже сейчас?

— Политика установления повышенных регулятивных требований в отношении кредитных операций в иностранной валюте, которую последовательно проводит ЦБ, связана с необходимостью дополнительного покрытия капиталом валютных рисков банковского сектора.

В прошлые годы ограничивались в основном различные виды валютного кредитования физических лиц (потребительское, ипотечное, на прочие цели). Теперь, чтобы дополнительно покрыть капиталом валютные риски банковского сектора и снизить зависимость показателей его деятельности от волатильности валют, предполагается установить с 1 мая 2016 года повышенные коэффициенты риска по валютным активам по сделкам с юридическими лицами (110\%, 130\% и 150\% в зависимости от вида сделки, объекта вложений, качества депозитария, удостоверяющего права на ценные бумаги). Исключение составляют ссуды, предоставленные финансовым органам государственной власти и кредитным организациям, и вложения в выпущенные ими долговые ценные бумаги.

По результатам обсуждения с банковским сообществом дополнительно планируется не применять повышенный коэффициент (110\%) к требованиям к юридическим лицам (включая вложения в долговые ценные бумаги), которые имеют экспортную выручку в той же иностранной валюте, что и ссуда, или в международных резервных валютах, в объеме, достаточном для обслуживания своих валютных обязательств.

Данные меры планируется ввести по сделкам, заключенным после 1 мая текущего года.

— ЦБ хочет обязать банки — претенденты на санацию других кредитных организаций доказывать свою мотивированность участия в санируемом банке. Для этого регулятор может просить санаторов готовить детальные планы санации. На какой стадии сейчас обсуждение этого вопроса?

— В вопросе санации важно понимание того, зачем санатору нужен этот проблемный актив и что он с ним будет делать. То есть в санации важна не только сумма выделенных средств, но и сам проект финансового оздоровления проблемного банка.

Важным шагом стала разработка единой для двух ведомств (Банка России и АСВ) методики оценки стоимости активов и обязательств санируемого банка.

ЦБ определил условия применения к санируемым банкам мер воздействия, порядок компенсации резервами и дотациями в капитал рисков, вызванных передачей активов между банком-санатором (и его группой) и санируемым банком. В дополнение мы предполагаем определить требования к финансовой устойчивости санаторов, так как интеграция в финансовую группу проблемного банка — это индустриальный проект, связанный с финансовыми, юридическими, операционными рисками.

— Банк России с недавнего времени дорабатывает и ужесточает надзорные усилия в плане пресечения кредитования заемщиков, не ведущих реальной деятельности. Каковы результаты этих усилий?

— Этот вопрос находится уже в надзорной плоскости. На основе существующей надзорной практики мы делаем более оперативным и процесс выявления заемщиков, не ведущих реальной экономической деятельности, и формализацию требований по предъявлению резервов.

С точки зрения регулирования в настоящее время подготовлен проект указания о внесении изменений в положение № 283-П, предусматривающий необходимость оценки реальности деятельности контрагентов — юридических лиц по аналогии с требованиями положения № 254-П. А именно: в проекте установлено, что элементы расчетной базы резерва классифицируются не выше чем в третью категорию качества с расчетным резервом в размере не менее 50\%.

Таким образом, у надзора будет дополнительный инструментарий для обнаружения и пресечения не только прямого кредитования компаний, не ведущих реальной экономической деятельности, но и иных схем передачи таким компаниям денежных средств (отсрочка платежа, дебиторская задолженность и другие).

— Центробанк в начале марта опубликовал проект поправок в положение 395-П «О методике определения собственных средств кредитных организаций». В документе предусмотрен ряд изменений, которые касаются требований к качеству капитала банка и сроков его подтверждения. Приведет ли принятие данного нормативного акта к уходу банков от схем фиктивного наращивания капитала? Не вызовет ли это рост числа банков, которые могут лишиться лицензий?

— Изменения в положение № 395-П разработаны именно с целью решения задачи противодействия различного рода схемам, используемым банками для искусственного увеличения капитала.

Изменения развивают Базельскую концепцию исключения из состава источников капитала тех из них, которые сформированы (прямо или косвенно) с участием средств самой кредитной организации либо по которым кредитная организация несет риски, связанные с предоставлением денежных средств или имущества для их формирования.

Уже имеющееся в положении № 395-П определение косвенных вложений кредитной организации в источники ее капитала дополнено более детализированным перечнем (например, видами доходов и операций по их формированию), а также обстоятельствами, свидетельствующими о возможном осуществлении косвенных вложений. Также предусмотрен порядок действий надзорного подразделения при выявлении указанных обстоятельств.

Банк России исходит из наличия в кредитной организации документации, подтверждающей происхождение источников ее капитала (то есть подтверждающих, что источники фондированы не средствами или имуществом самой кредитной организации).

При этом предполагается, что нормы, закрепленные проектом, будут применяться ретроспективно, то есть ко всем источникам капитала, сложившимся к дате вступления в силу изменений.

Документ прошел стадию обсуждения с банковским сообществом. Мы предполагаем, что до конца 2016 года это регулирование вступит в силу.

— Некоторые банки манипулируют рисками по кредитному портфелю с помощью перевода кредитов из портфеля с одним уровнем просрочки в портфель с другим уровнем просрочки. Ранее вы заявили, что ЦБ нашел возможность пресечь такие операции, применяя выборку. Что это за выборка, как регулятор будет выявлять такие факты или признаки манипулирования?

— В рамках надзорной работы Банк России фиксирует манипуляции при создании банками резервов на возможные потери по ссудам, классифицируемым на портфельной основе. Для их пресечения мы разработали методику статистической проверки правильности формирования резервов.

Оценку корректности величины сформированного резерва планируется осуществлять путем детальной проверки ссуд малой части портфеля, отбираемой случайным образом (выборки), на наличие типичных нарушений. Перечень этих нарушений будет определен нормативными документами Банка России. В него планируется включить в том числе и некорректную классификацию банками ссуд по длительности просроченной задолженности вне зависимости от причин возникновения.

Результаты выборочной проверки будут масштабироваться на весь анализируемый портфель однородных ссуд. В нормативных актах ЦБ будут определены требования к процедуре формирования и объему выборки, а также подходы к обобщению результатов. Это позволит обеспечить статистическую корректность и заданную точность распространения выборочной оценки на весь портфель однородных ссуд.

Первоначально такая методика была разработана в целях определения достаточности активов для урегулирования обязательств проблемного банка в процессе его санации. Она уже прошла практическую апробацию. В настоящее время ЦБ намерен расширить область применения методики на действующие банки, включив ее в положение № 254-П. Планируется, что методика будет применяться не только Банком России при проведении банковского надзора, но и службами внутреннего аудита кредитных организаций.

— Однажды вы назвали кредиты, которые выданы собственнику или предприятию, связанному с собственником банка, главным риском стабильности банковской системы РФ. Вы по-прежнему так считаете?

— Как свидетельствуют и международный опыт, и отечественная практика, операции и сделки кредитного характера со связанными с кредитной организацией лицами несут повышенный риск. Это обусловлено, прежде всего, возможностью отступления от стандартов и правил, применения которых требует нормальная коммерческая практика. Получается, что за счет вкладов населения собственник банка кредитует сам себя, а не рыночные проекты. Это влечет за собой более высокую вероятность возникновения потерь у кредитных организаций — кредиторов, чем в случае кредитования не связанных с кредитной организацией заемщиков.

Одной из причин того, что в России кредитование собственников сопряжено с повышенным риском, является неразвитость рынка небанковского финансирования проектов, отсутствие инвестиционных фондов, венчурного финансирования, частного капитала. Именно поэтому многие банки в России являются не банками, кредитующими устойчивые предприятия, а «венчурными фондами», вкладывающими средства населения (самый дешевый, заметьте, на нашем финансовом рынке денежный ресурс) в личные бизнес-проекты собственников банка. Многие банки этими собственниками и приобретались специально под такие цели. И, к сожалению, эта «болезнь» не только не лечится без регуляторных ограничений, но может и прогрессировать. В условиях, когда другие (независимые) банки снижают риски на эти проекты, «свой» банк всегда окажет финансовую поддержку.

Вся нормативная база разработана и вступит в силу с 1 января 2017 года. В основе подхода лежит установление связанности с банком-кредитором лиц по критериям наличия контроля либо значительного влияния в соответствии с МСФО, а также их групп лиц согласно закону «О защите конкуренции». Указанные критерии, принципы формирования группы связанных с банком лиц и предельно допустимое значение концентрации рисков на связанных с банком заемщиках установлены в законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Соответствующие изменения вступят в силу с 1 января 2017 года.

Отмечу, что для подготовки банковской системы к внедрению указанных новаций принятый банком риск концентрации будет оцениваться в рамках указания № 2005-У. В этих целях методология оценки экономического положения банков дополнена новым показателем риска концентрации, в рамках которого в том числе оценивается уровень риска, принимаемого в связи с финансированием бизнеса собственника, а также установлен порядок определения и присвоения балльных оценок данному показателю.

Сроки начала проведения оценки показателя риска концентрации увязаны со сроками приведения банками процедур управления рисками и капиталом в соответствие с требованиями указания № 3624-У: для банков, размер активов которых составляет 500 и более миллиардов рублей, — с 1 июля 2016 года, а для банков, размер активов которых составляет менее 500 миллиардов рублей, — с 1 июля 2017 года.

Беседовал Михаил ТЕГИН, Banki.ru

Новости
23 Апреля 2024, 12:19

Минстрой РТ подготовит проект ремонта дороги в Тукаевском районе

Площадь участка составит 23,1 га.

В Тукаевском районе Татарстана подготовят проект планировки территории для обновления и модернизации дорожного полотна. В процессе реализации проекта планируется провести межевание территории и обновить автомобильную инфраструктуру, включая путепроводы на трассе «Набережные Челны — Заинск — Альметьевск» — Нижнекамск.

Общая площадь участка составляет 23,1 га. Проект должны завершить к третьему кварталу 2024 года. Ответственным за разработку проекта является ГБУ «Фонд пространственных данных РТ». Финансирование проекта будет обеспечено за счет средств АО «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга». Приказ вступит в силу после официальной публикации.

Напомним, в 2023 году на ремонт, реконструкцию, строительство дорог и мостов в Татарстане потратили 249 млрд рублей.

9 мая в Казани: праздничная афиша  10:35

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: