Новости
28 Ноября 2014, 13:00

Рекомендовано подстраховаться

Текущие проблемы могут завести туриндустрию в кризис, последствия которого окажутся хуже, чем в 2008—2009 годах. Дело не только в катастрофическом падении спроса на продукты и услуги компаний, но и в отказе страховщиков страховать туроператоров. Агентства в Татарстане, как оказалось, уже нашли варианты решения проблемы и для себя, и для туристов.

О том, что у туроператоров по-прежнему «дела плохи», рассказала пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина на прошедшем в Москве семинаре «Актуальные вопросы развития страхового рынка».

Во-первых, резко сократился спрос, и если в 2008—2009 гг. его снижение было на уровне 20−25%, то сегодня речь идет о 30−50%-ном падении, а по некоторым направлениям спрос и вовсе упал на 60%.

«Это катастрофически много, — считает Тюрина. — Это турбизнес. У туроператоров дела плохи. Очень большая часть рынка ушла в самостоятельное бронирование. Но и там есть проблемы. Во-вторых, страховые компании отказываются продлевать договоры страхования с туроператорами. Последние из-за этого рискуют „вылететь“ из федерального реестра».

СПРАВКА
Статья 4.1. ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»:
В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее также — финансовое обеспечение). Все туроператоры, зарегистрированные на территории РФ в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», должны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное настоящим Федеральным законом.

Не секрет, что подавляющее большинство туроператоров страхуют свою ответственность в объемах, не соответствующих объемам бизнеса. Иначе туристы обанкротившихся

компаний не получали бы унизительную компенсацию за дорогостоящие туры.

Банковскую гарантию, по оценкам экспертов, использует не более 1% туроператоров. В волне же массовых банкротств летом этого года цивилизованно, по словам Ирины Тюриной, с рынка ушли единицы.

Усугубиться непростое положение туроператоров и, как следствие, всего рынка, может уже весной следующего года.

«Проблема в том, что когда в 2006 году появился институт фингарантий, банкротств на туррынке было мало. В этом году произошла „туристическая страховая катастрофа“. Страхование туроператоров для страховых компаний оказалось очень невыгодным бизнесом», — пояснила Ирина Тюрина.

По ее словам, страховщики не только отказываются брать новых туроператоров на страхование, но и не хотят продлевать истекающие соглашения.

«К весне 2015 года у большинства туроператоров закончится договор ответственности. Продлить их они не могут. Ситуация безвыходная, и если она не изменится, уже весной мы получим полный рынок нелегитимно работающих туроператоров», — уверена Тюрина.

Опасения эксперта подтвердил начальник управления страхования ответственности ОСАО «Ингосстрах» Дмитрий Мелехин, по словам которого, страховщики в сложившейся ситуации не могут адекватно оценить риски в связи с непредсказуемостью деятельности туроператоров и вынуждены либо уходить из сегмента, либо минимизировать потенциальные убытки «любой ценой».

Цена при этом понимается во всех доступных значениях — от доплаты премии и роста тарифов до расторжения заключенных ранее соглашений.

Участники рынка в Татарстане, как выяснилось, «пристально следят» за федеральными туроператорами и самостоятельно пытаются искать пути выхода из кризиса.

«Конечно, риск потенциального ухода с рынка туроператоров необходимо оценивать всегда. Он есть, и если это произойдет, то, безусловно, отразится и на региональном рынке, в том числе, на игроках в Татарстане. Мы пристально следим за деятельностью ряда федеральных туроператоров. Однако я думаю, что крупные игроки смогут «выкрутиться» из ситуации — конечно, им нелегко, видно, что идет сокращение по программам, полетам, оптимизация издержек, персонала и т. д., но хочется верить, что они смогут остаться на плаву. Кто-то согласится на повышенные тарифы страховщиков, кто-то — на банковскую гарантию. Печально то, что в современных реалиях наличие страховки у туроператора — не показатель того, что он «хорошо сидит», — рассказала порталу TatCenter.ru директор турагентства «Караван Путешествий»
Лилия Ибрагимова.

Позиция страховых компаний не удивила и вице-президента Ассоциации туроператоров Татарстана, директора агентства «Спутник-Транс-Сервис-Казань» Евгения Никулина. «Это рынок. Профессионалы должны уметь отказываться от сомнительных и неэффективных ниш бизнеса», — заявил он. Однако в новую «весеннюю» волну ухода с рынка крупных туроператоров эксперт скорее не верит — всегда найдутся страховщики, желающие туроператоров застраховать. «Вопрос лишь в том, будут ли потом деньги на выплаты туристам, если оператор пойдет на дно».

«Переждать бурю», по словам Лилии Ибрагимовой, небольшим региональным турагентствам можно с помощью самостоятельного бронирования и продажи индивидуальных туров. Однако перейти на такую форму работы, как полагает Евгений Никулин, в Татарстане смогут не все игроки.

«Небольшие турагентства в РТ приучены операторами продавать „пакеты“, они не умеют работать самостоятельно, только через туроператора. Поэтому переход на самостоятельное бронирование зависит от профессионализма. Думаю, в случае негативного сценария, банкротства туроператоров, местные агентства просто перейдут в другие ниши, либо будут искать других операторов. Это проще», — полагает Никулин.

Туристам же, дабы оградить себя от возможных неприятностей, эксперты рекомендуют приобретать страховку от невыезда. На спрос, как известно, всегда найдется и предложение — некоторые страховщики уже дополнили страховки новым риском — «невыезд по причине банкротства или по причине приостановки деятельности туроператора» — и назвали его «для спокойствия туристов».

Ранее на эту тему:

Индустрия подсчитывает туристов

Уходим с рынка: что делать туристам и турбизнесу?

Туристов и отрасль выводят из лабиринта

Юлия Амочаева

Графика: презентация Д. Мелехина к семинару ОСАО «Ингосстрах»

«Актуальные вопросы развития страхового рынка»

Новости
20 Апреля 2024, 14:15

На ремонт наружного освещения Казани потратят ₽60 млн

Работы должны завершить до 24 октября.

На ремонт наружного освещения Казани направят 60 млн рублей. Эта информация содержится в тендере на сайте госзакупок.

За указанную сумму планируется перенести опоры на улице Айдарова, установить более 40 опор наружного освещения на проспекте Ямашева, четыре опоры на улице Молодежная, 19 опор на улице Фатыха Амирхана, а также девять опор на улице Лаврентьева на тротуаре между лицеем № 23 и гимназией № 7. Работы должны завершить до 24 октября. Финансирование будет осуществляться из бюджета республики.

Ранее TatCenter писал, что «Главтатдортранс» планирует установить в Татарстане искусственное освещение на дорогах общей протяженностью 12,455 км.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: