Новости
10 Июля 2012, 12:50

«Булгария». Год после трагедии…

10 июля — годовщина крушения двухпалубного дизель-теплохода «Булгария». Из 201 пассажира, что находились на борту судна, спастись удалось лишь 79-ти. Погибли 122 человека, среди которых 28 детей. Сегодня в селе Сюкеево Камско-Устьинского РТ откроется мемориал в память о жертвах катастрофы, а в речном порту пройдет траурный митинг по погибшим.

булгария Крушение дизель-теплохода «Булгария», построенного в 1955 году в Чехословакии, произошло во время грозы в Куйбышевском водохранилище Камско-Устьинского района РТ. На судне в момент катастрофы находился 201 человек, спасены 79 человек, 122 пассажира погибли, среди них 28 детей. Как выяснили эксперты Ространснадзора, причиной крушения теплохода стало нарушение правил безопасности и низкая квалификация экипажа. Непосредственной причиной катастрофы ведомство назвало поступление на борт воды через открытые иллюминаторы при штормовой погоде.

Стоит отметить, что сегодня по делу о «Булгарии» обвиняемыми являются старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, субарендатор затонувшего теплохода «Булгария», гендиректор компании «Аргоречтур» Светлана Инякина, а также бывший главный государственный инспектор Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора Владислав Семенов, начальник Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Ирек Тимергазиев, а также старший помощник капитана затонувшей «Булгарии» Рамиль Хаметов.

Следствие намерено передать в суд дело о крушении «Булгарии» осенью 2012 года. В настоящее время обвиняемые знакомятся с материалами следствия, из 96 томов дела ими прочитана половина.

Стала ли трагедии «Булгарии» уроком?

Корреспондент TatCenter.ru спросил у экспертов портала, стала ли трагедия «Булгарии» уроком для всех нас, стали ли отныне перевозчики ответственнее, а круизы безопаснее, и согласились бы они приобрести путевки на речной круиз спустя год после крушения теплохода?

Владимир Беляев Владимир Беляев, политолог, профессор КГТУ им. Туполева:

— К сожалению, крушение теплохода «Булгария» не стало уроком для руководства страны. Могу сказать, что не только нет порядка в предоставлении качественных услуг в речной навигации, но и в железнодорожных, и авиаперевозках. В поезде, например, в кранах нет воды. И это в жаркие летние дни! Сейчас в республике стараются ужесточить контроль за эксплуатацией речного флота, но это мало, что изменит. Пока все теплоходы, «омики» и другие речные транспортные средства находятся в частных руках, безопасность пассажиров под угрозой. В этом случае вся ответственность лежит только на добросовестности капитана. Для частных лиц главное — максимально увеличить прибыль. Но нам такой капитализм не нужен! Если до крушения «Булгарии» я покупал несколько раз путевки на речной круиз — и вверх по Волге, и вниз по Волге, то в этом году я этого делать не буду.

Мария Горшунова Мария Горшунова, генеральный директор ООО ПКФ «Майдан», сеть кафе и ресторанов «Сытый папа»:

— Да, я могу отметить, что требования к эксплуатации речного транспорта ужесточились. Так, в начале июня я попыталась арендовать прогулочный катер, но мне этого сделать не удалось, поскольку, видимо, этот катер, как и многие другие не имели разрешения на эксплуатацию, либо технически были не исправлены. И на реке мало можно было увидеть прогулочных теплоходов. Многие катера стояли в доках. Думаю, что обслуживающий персонал речного флота и судоходная инспекция стали более ответственно и внимательно относиться к речному флоту. В этом году я бы решилась приобрести билет на теплоход, но только в том случае, если он будет соответствовать высокому классу.

М.Гафиятуллин Мунир Гафиятуллин, генеральный директор ОАО «Спорткульт-автотовары «Скат»:

— Крушение «Булгарии», безусловно, стало уроком не только для контролирующих органов, но и для всех людей. Теперь они будут более избирательно подходить к выбору туристической компании, внимательно читать договоры, оформлять страховки. К сожалению, этот урок печальный. Прискорбно, что многих людей потеряли. После катастрофы, конечно, Ростехнадзор ужесточил контроль за речной навигацией.

ильяс хазрат зиганшин Ильяс хазрат Зиганшин, начальник общего отдела ДУМ РТ:

— Крушение теплохода «Булгария» — страшная катастрофа, как для республики, так и для всей России. Причина гибели двухпалубного теплохода — человеческий фактор. Мы, все надеемся, что гибель «Булгарии» стала для всех уроком, и мы теперь будем более внимательно относиться друг к другу и к своим поступкам.

Печально, что погибли многие невинные люди, среди которых были и беременные женщины, и дети. Однако, считаю, что татарстанцы будут продолжать путешествовать, приобретать путевки на речные круизы. Ведь самолеты тоже часто падают, но люди продолжают летать.

На сегодняшний день, я знаю, проходят предварительные проверки речного флота. Надеюсь, что транспортные ведомства будут лучше контролировать техническое состояние речного флота и, возможно, в скором времени флот будут обновлять.

Латышев Александр Латышев, главный редактор газеты «Республика Татарстан»:

 — После гибели «Булгарии» глава республики и сотрудники транспортных ведомств, безусловно, должны извлечь ошибки. В этом году можно увидеть, что контрольные органы стали более внимательно относиться к выпуску пассажирского флота в рейсы. Контроль за эксплуатацией и техническим состоянием речных судов ужесточился. Так, в конце апреля начались пассажирские перевозки, но в середине июня мы видели, что сдача в эксплуатацию пассажирского флота затянулась. В Казанском речном порту часть пассажирских судов по-прежнему оставалась на приколе. В плавание их не выпускали специалисты речного регистра и судоходной инспекции. Эти действия полностью оправданы, особенно после крушения «Булгарии».

Я считаю, что заменить флот — это лучший вариант для обеспечения безопасности людей, но, к сожалению, этот вопрос в одночасье не решается. Я понимаю, что крушение теплохода или самолета всегда воспринимаются обществом остро. Но в этом году я не побоялся бы покупать билеты на речной круиз.

Р.Мифтахов Рамиль Мифтахов, президент Ассоциации туристических агентств РТ:

— С уверенностью можно сказать, что в Казани речной туризм исчез. Крушение теплохода «Булгария» оголило все недостатки, поэтому пострадал весь речной туристический бизнес. На сегодняшний день вышел на воду только один круизный лайнер, остальные стоят на приколе. Конечно, контроль за соблюдением технического состояния речного транспорта ужесточили. Сегодня можно покупать билеты на речной круиз, не волнуясь о собственной безопасности.

Пасечник 70х90 Сергей Пасечник, генеральный директор магазина путешествий «Companion SP», вице-президент Ассоциации туристических агентств РТ, эксперт TatCenter.ru по рынку туристических услуг:

— Крушение «Булгарии» — это страшный урок. Считается, что речная навигация самый безопасный вид транспорта. Суда могут ходить по воде 50 лет, но только при правильной эксплуатации. К сожалению, при халатном отношении к техническому состоянию водного транспорта и происходят такие трагедии. На сегодняшний день изменился только контроль над их эксплуатацией. Треть судов не выпускают на воду. Считают, что те суда, которые сегодня выходят на воду, пригодны к навигации. Но, если в прошлом году у меня было желание съездить на теплоходе до Самары или Ульяновска, то в этом году его нет.

На мой взгляд, необходимо создавать реестр речных судов, то есть присваивать им «зведочки», как на гостиницах или на морских судах. Соответственно, от количества звезд будет варьироваться и стоимость путевки. Да, у нас есть теплоходы двух — трех — четырехпалубные, но это не говорит о качестве теплохода и безопасности.

Кроме того, необходимо обновлять речной флот. Стоит вспомнить, что Россия всегда сама строила суда для Германии, Югославии, Вьетнама. Последние 25 лет Россия этого не делает, значит, необходимо закупать у других стран. Конечно, в преддверии Универсиады бюджет республики уже распланирован: строятся дорожные магистрали, развязки, паркинги, станции в метро, реконструируют аэропорт… Однако закупка хотя бы 4−5 судов, по-моему, является первоочередной задачей. Финансы можно найти и у частных инвесторов. Кроме того, обновление речного флота привлечет поток туристов, в том числе и иностранных.

Думаю, что прежде чем покупать путевки на какой-то круиз, необходимо провести анализ: довериться репутации туркомпании, собрать всю интересующую информацию о теплоходе, обратить внимание на мнения коллег и друзей, слухи. Я недавно арендовал яхту в Хорватии и в первую очередь поинтересовался ее годом выпуска. Отмечу, что чем моложе судно, тем выше стоимость его аренды. Приходится выбирать, если думаешь о безопасности. Однако, полной уверенности, что с яхтой на воде ничего не произойдет, тоже нет. Здесь уже необходимо обращать внимание, в какую погоду ты выходишь на воду.

юрий пилецкий Юрий Пилецкий, генеральный директор транспортной компании «Аист»

— Считаю, что гибель «Булгарии» больше всего сказалась на сознательности граждан, чем на контролирующих органах. У меня, например, нет никакого желания приобретать билеты на речной круиз. Хотя могу отметить, что начались какие-то подвижки в сторону усовершенствования законодательства. Знаю, что принят новый закон о маломерных судах и их регистрации, где уточнено понятие маломерного суда, изменена стоимость их регистрации. (Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна», который вступил в силу 25 мая 2012 года — прим. автора).

По моему мнению, необходимо проводить не только коренную реформу в сфере речного флота, но и полностью его обновлять. Катастрофа, подобная «Булгарии» оставляет глубокий след. Хочется верить, что в будущем такие происшествия больше не повторяться, а чиновники станут более ответственными.

сергей петрушин Сергей Петрушин, доцент кафедры психологии КФУ:

— Крушение «Булгарии» в большей степени повлияло на сознание людей. К сожалению, российская действительность такова, что меры принимаются только после того, как случится авария или катастрофа. Контроль, если ужесточается, то на определенный период времени, а потом все расслабляются — от контролирующих органов до субарендаторов. Абсолютной уверенности, что подобное вновь не повторится через два-три года, нет.

Кроме того, повышение штрафов за перевозки пассажиров на водном транспорте не уменьшит количество преступлений и катастроф, подобных «Булгарии». Наоборот, необходимо поощрять тех, кто занимается пассажирскими перевозками, но только в том случае, если здоровье людей сохранено, а нарекания в сфере речной навигации отсутствуют.

Салагаев Александр Салагаев, директор Центра аналитических исследований и разработок (ЦАИР), эксперт TatCenter.ru по социальным вопросам:

— Сегодня я вижу, что меры за выпуском в рейсы и эксплуатацией пассажирского флота ужесточились. Считаю, что необходимо повышать штрафы за нарушение перевозки пассажиров, а не доводить дело до судебного процесса. В этом году не стоит бояться покупать билеты на речной круиз. Но, к сожалению, российский и татарстанский опыт показывает, что контроль — это временное явление. Думаю, что через 2−3 года подобная ситуация или авария может произойти вновь.

Н.Таркаева Наталья Таркаева, помощник министра экономики РТ, эксперт TatCenter.ru по общественно-политическим вопросам:

— Гибель «Булгарии» в очередной раз показала, что необходимо обеспечивать безопасность дорожного движения не только в аэропоездках, но и в речных, морских поездках.

После гибели «Булгарии» страшно за собственную безопасность, не знаешь чего ожидать в следующий раз. Конечно, становится страшно, когда узнаешь, что большинство самолетов и судов изношены. Однако, проблема, по моему мнению, состоит не в возрасте транспортных средств, а в условиях их эксплуатации, и в том, как проводили технический ремонт или замену оборудования.

Стоит подчеркнуть, что на сегодняшний день система менеджмента построена так, что предприятиям приходится выплачивать огромные средства на покупку оборудования, выплату кредитов, а на плановый техосмотр или замену оборудования средств уже не хватает. Зачастую, срок эксплуатации оборудования довольно большой, и никто не думает на перспективу. Все это — системные ошибки менеджмента уже на протяжении 20 лет. Считаю, что изменили бы ситуацию специально созданные фонды.

Контролирующих органов сейчас много, но, к сожалению, их действия часто невозможно оценить объективно. Печально, что есть люди, которые относятся к своей работе халатно, но и человеческий фактор тоже играет большую роль.

александр хохлов, казанская епархия Александр Хохлов, руководитель отдела по работе с молодежью Казанской епархии.

— Стало ли уроком крушение «Булгарии» для татарстанцев? Думаю, покажет время. На сегодняшний день руководство республики и транспортные ведомства уже начинают исправлять ошибки прошлого. Недавно я с семьей ездил на метеоре до Камско-Устьинского района и был приятно впечатлен поведением работников судна. Они действовали четко по правилам. Служба безопасности хорошо работала, они отвечали за подпуск к судам. Кроме того, были вежливыми и внимательными. Они мне внушили доверие, что все меры по безопасности пассажиров приняты. Я был удивлен тому, что метеор отправлялся и прибыл в строго назначенное время.

По моему мнению, соблюдение правил безопасности всеми сотрудниками флота и контролирующими органами — это залог предотвращения катастроф, подобных теплоходу «Булгария». Конечно, нельзя не сказать, что весь флот необходимо менять. Страшно осознавать, что «омики», которые сегодня ходят по Волге, построены в 50−60-х годах, впрочем, как и остальной речной транспорт.

Консервативные инвестиции на сломе парадигмы: как макроэкономика влияет на портфели

Михаил Смирнов, заместитель директора по инвестициям и управлению General Invest, — об инвестиционных возможностях, защите и приумножении капитала.

Вскоре после падения берлинской стены философ и политолог Фрэнсис Фукуяма выпустил книгу «Конец истории», где предсказывал абсолютную победу глобализации и прославился.

Сейчас на дворе 2024 год и эта парадигма все больше подвергается сомнениям: крупнейшие державы идут своими путями, а политика экономического меркантилизма получает вторую жизнь. Спустя многие годы цены на нефть вновь закрепились в заголовках новостей, страны БРИКС все активнее обсуждают альтернативы доллару, а центробанки развивающихся стран рекордным темпам искупают золото. Закончена и эра «вечного печатного станка» вместе с ростом инфляции во всем мире Центробанки агрессивно подняли ставки.

Все это приводит к волатильности на финансовых рынках. Действительно, если с 2008 года финансовые рынки наслаждались так называемым длинным летом, когда росло большинство классов активов в мире, то дальнейшие перспективы широких рынков могут быть менее однозначные.

Если посмотреть, например, на глобальный рынок акций, где тон задает США, то можно отметить, что многолетние суперциклы роста (которые обычно были обусловлены эффектом низкой базы и мягкой монетарной политикой) регулярно сменялись многолетними боковыми трендами.

Стоит отметить, что и сейчас тренд неоднозначный: инфляция в большинстве стран мира хоть и замедляется, но остается высокой, и волатильность на товарных рынках, а также перегретый рынок труда во многих развитых странах продолжат эту инфляцию поддерживать.

Как следствие, ставки в развитых странах высокие и нулевыми вряд ли станут, а акции многих компаний несмотря на такую ситуацию все еще закладывают высокие темпы роста в свои прогнозы. Такая ситуация, на наш взгляд, и является отличной иллюстрацией к слову неопределенность.

Что делать консервативному инвестору в условиях неопределенности, когда политический экономический и социальный уклад мира меняется прямо на наших глазах? Какие макроэкономические тенденции могут влиять на портфели российских инвесторов, а также, какие классы активов и инструменты, доступные на российских площадках, можно считать наиболее актуальными для консервативного инвестора?

В серии публикаций рассмотрим три направления.

1.

Российская и мировая экономика.

2.

Облигации российских эмитентов как наиболее простой и распространенный способ защитить и увеличить капитал.

3.

Золото - не только сравнительно низковолатильный инструмент, доступный инвестору на Московской бирже, но и тесно связанный с монетарной политикой в США (может являться прокси на те инструменты, которые стали многим российским инвесторам недоступными). Более того золото также представляет собой хедж от курса рубля.

Как в России, так и во всем мире мы прогнозируем следующую динамику: в 2024 году ожидаем снижение темпов роста большинства мировых экономик, равно как и замедление инфляции.

В то же время мы ждем, что экономическая активность (а вместе с ней и ключевые ставки) все же будут падать быстрее инфляции. Такая комбинация, во-первых, является благоприятной для качественных облигаций; во-вторых, приводит к падению реальных доходностей, что является очень благоприятной средой для золота.

Оба класса активов являются сравнительно низковолатильными и именно им мы отдаем приоритет для консервативного инвестора.

Важно отметить, что у любой ситуации в экономике может быть множество оттенков и пограничных ситуаций. Так, например, если мы ждем, что ВВП будет падать быстрее инфляции (а значит и ставки), это в моменте станет положительным фактором для золота. В то же время, несмотря на замедление инфляции те же акции технологического сектора могут уже не показать такой большой рост как исторически при таких условиях, так как в 2023 году уже произошло огромное ралли.

Ожидания по российской экономике

По итогам 2023 года можно констатировать, что российская экономика справилась с частью вызовов, поставленных перед ней в результате беспрецедентного числа западных санкций. Согласно оценке Росстата, ВВП России в 2023 году вырос на 3,6%. Показатель оказался существенно выше оценок ЦБ РФ, сделанных в конце 2022 года и даже выше прогнозов Минэкономразвития, которое в декабре 2023 года ожидало роста за год на уровне 3,5%.

Фактически, прошлогодний показатель стал вторым по величине за последние 10 лет после постпандемийного роста на 5,9% в 2021 году.

Увеличение ВВП в 2024 году будет меньше, чем в 2023-м, когда шло активное восстановление. Прогноз Минэкономразвития, на основе которого сверстан федеральный бюджет, предполагает рост на 2,3% в базовом варианте и на 1,4% в консервативном.

Декабрьский консенсус-прогноз Банка России говорит о росте на 1−2% как в 2024-м так и в 2025 году.

Непростой путь впереди

Несмотря на значительный рост говорить о том, что экономическая трансформация завершена еще очень преждевременно, скорее, они лишь в начале пути. Перед российской экономикой в настоящее время стоит еще достаточно проблем, связанных, в частности, с углубляющимися экспортно-импортными ограничениями, обесцениванием национальной валюты, сохраняющимися проинфляционными рисками, бюджетным дефицитом и наличием масштабных ограничений по доступу российских компаний на рынки международного капитала.

Краеугольная проблема текущего года — поиск баланса между снижением инфляции и сохранением положительных темпов экономического роста. Низкая ключевая ставка в 2023 году стала одной из причин усиления инфляционного давления. По итогам 2023 года инфляция составила 7,42% при целевом показателе ЦБ 4%. В целях сдерживания инфляции ЦБ РФ повысил ставку более чем в два раза во втором полугодии 2023 года до 16%, и в отличие от предыдущих периодов резкого роста ставки этот период будет существенно более длительным, что рискует оказать давление на экономический рост.

В конце 2023 года мы видели первые признаки воздействия высокой ставки: вслед за ростом процентных ставок в экономике повысилась сберегательная активность населения, в отдельных сегментах начал снижаться спрос на кредиты.

Прогнозы по инфляции

Несмотря на прогнозы по замедлению российской экономики инфляция все же не является линейным процессом и не идет стабильно вверх или вниз месяц к месяцу. Даже на фоне общего экономического замедления возможно инфляционные всплески: сейчас мы наблюдаем это как в США, где базовая инфляция вновь стала расти месяц к месяцу, так и в России.

ЦБ отмечает: хотя пик перегрева российской экономики пройден, он все еще сохраняется, а потому инфляция пройдет свой пик лишь во II квартале 2024 года. В этой связи снижения ключевой ставки не приходится ожидать до 2 полугодия 2024 года, а, вероятно, и до 4 квартала 2024 года.

И здесь мы подошли к основному тезису о снижении ключевой ставки. Несмотря на то, что ЦБ ожидает, что пик инфляционного давления завершится лишь примерно к середине этого года, участникам рынка становится очевидно, что даже при таких прогнозах пик ставки скорее всего достигнут. На данном фоне текущий момент представляет собой хорошую точку входа в такой консервативный инструмент как облигации.

В следующем материале рассмотрим рекомендации по российским облигациям.

Михаил Смирнов
заместитель директора по инвестициям и управлению General Invest
специально для TatCenter

Материалы по теме

Партнёры TatCenter:
1 из 1
Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: